Cистема упражнений на чередующиеся гласные в корне. Русский язык
Русский язык
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
> >
Cистема упражнений
на чередующиеся гласные в корне*
 
1.Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик слова с вариантом -лаг-, в другой — с с вариантом -лож-.
Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предположение, слагаемое, сложение, положение, низложить.
Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, приложение к журналу «Огонек», высказать предположение.

2.Диктант «Проверяю себя»
Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова.
1) Пушкин всегда был скуп на прил..гательные. (С. Маршак.) 2) Для Бунина характерно обилие прил..гательных. (К. Паустовский.) 3) Кто ясно мыслит, то ясно изл..гает. (Буало.) 4) Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья. (Буало.) 5) Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле. (Аристотель.) 6) Я представить не могу пол..жения, чтобы когда-нибудь было нечего делать. (Достоевский.) 7) Желая проверить свои предпол..жения, Левинсон пришел на собрание заблаговременно. (Фадеев.) 8) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу. (Пословица.) 9) Если сл..жить все ошибки умного, получится гора. (Пословица.) 10) Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения. (Пословица.) 11) Надобно удивляться древнему искусству, которое умело вл..гать душу в мрамор, и прекрасную душу. (Карамзин.) 12) Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается. (Пословица.) 13) Не сиди сл..жа руки — так и не будет скуки. (Пословица)

3.Диктант на замену
Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.
Образец. Наложить вето – запретить.
Сложить оружие — ..., положить зубы на полку — ..., сидеть сложа руки —..., положить на обе лопатки — ..., вложить в уста — ..., ложиться на плечи —..., положа руку на сердце —..., заложить основы — ..., войти в положение — ..., ума не приложу — ....
Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений.
Выпишите из периодической печати, фольклорных и литературных источников 5—6 предложений, в которых есть слова с корнем -лаг- — -лож-.

4.Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик словосочетания, включающие слова пропущенной буквой а, в другой — с буквой о.
Р..стовская область, подр..стающее поколение, классификация р..стений, произр..стать на юге, выр..щенный урожай, зар..сли тростника, комедия Д. И. Фонвизина «Недор..сль», жители Р..стова, морские водор..сли, новая отр..сль промышленности, преклонный возр..ст, просьба Р..стислава, р..стительное масло, молодая пор..сль, р..сточек сливы, повзр..слевший сын.

5.Предупредительный диктант
Объясните написание выделенных букв.
1) Люди, нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский.) 2) День ото дня всё шире и шире движенье за мир разрастается в мире. (Сурков.) 3) Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна. (Цицерон.) 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (Пушкин.) 5) Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. (Некрасов.) 6) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Пушкин.) 7) Не я увижу твой могучий поздний возраст, когда перерастешь моих знакомцев и старую главу их заслонишь от глаз прохожего. (Пушкин)

6.Диктант «Проверяю себя»
Объясните написание выделенных букв. Раскройте смысл данных пословиц.
1) Не беречь поросли — не видать и дерева. 2) Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы. 3) Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. 4) Где выросла сосна, там она и красна. 5) На одном месте и камень мохом обрастает. 6) Человек — не грибок: в день не вырастет. 7) Сначала дерево пускает корни, а потом уж растет ввысь. 8) Водоросли выплывают в время наводнения. 9) Сорная трава быстрее растет. 10) Ум — не в возрасте, а в голове. 11) Где водоросли хороши, рыбы собираются, а вокруг хорошего человека — люди.

7.Диктант на замену
Назови одним словом!
1) Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. (Растениеводство.) 2) Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли.) 3) Отдельная область деятельности, науки, производства. (Отрасль.) 4) Водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (Водоросль.) 5) Крупный, высокого роста. (Рослый.) 6) Стебель растения в самом начале развития из семени. (Росток.) 7) Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. (Ростовщик.) 8) Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (Подросток.)

8.Восстановленный диктант
Выпишите слова с корнем -раст-(-ращ-) рос-. Восстановите по этим опорным словам текст.
Папирус — это болотное растение. Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3—5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке.
Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произрастает на озере Чад.

9.Игра «Четвертый лишний»
1) Дикор..стущие деревья.
2) Вечнозеленые р..стения.
3) Выр..сший клен.
4) Известный р..стениевод.
1) Молодая пор..сль.
2) Морские водор..сли.
3) Юношеский возр..ст.
4) Непроходимые зар..сли.
Составьте предложения, используя словосочетания из вышеприведенных материалов для игры «Четвертый лишний».

Корни -гар- — -гор-
10.Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик слова и словосочетания с -гар-, а в другую — с -гор-. Расставьте ударения.
Г..рючее вещество, уг..рный газ, обг..релый пень, г..рячий пирог, г..ревая дорожка, дог..ревший костер, заг..релый спортсмен, бронзовый заг..р, ог..рок свечи, пахнет г..рью, г..рячее время, заг..рать на берегу, выг..реть на солнце, г..рячка, не г..рячись, газовая г..релка, уг..р, подг..ревшее молоко, разг..рающийся день, перег..ревший провод.
Отметьте слова с корнем -гор-, употребленные в переносном значении.

11.Предупредительный диктант
Объясните написание выделенных букв.
1) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят. 2) Светилась, падая, ракета, как догоревшая звезда. 3) От жары, от злого зноя гимнастерки на плечах повыгорали, свое знамя боевое от врага солдаты сердцем заслоняли. 4) Горит свечи огарочек, гремит недальний бой. 5) И пока за туманами видеть мог паренек, на окошке на девичьем все горел огонек. 6) Были версты, обгорелые, в пыли,— этот день мы приближали, как могли. (Из песен.)

12.Диктант «Проверяю себя»
Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова. Раскройте смысл данных пословиц. Чему они нас учат?
1) Куй железо, пока г..рячо. 2) Старая дружба в огне не г..рит и в воде не тонет. 3) Из г..рящего дома что вынесешь, то и твое. 4) Пог..рел, как швед под Полтавой. 5) Не г..рячись: простынешь — пожалеешь. 6) Кто не г..рит, тот коптит. 7) От копеечной свечи Москва сг..рела. 8) Калач тем и хорош, что г..ряч. 9) У работящего в руках огнем дело г..рит. 10) На воре шапка г..рит.

13.Объяснительные диктанты
I.
1) Горячий ветер наклоняет траву волнистую к земле. (Никитин.) 2) Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселее. (Паустовский.) 3) Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (Паустовский.) 4) А восток все горит — разгорается. (Никитин.) 5) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу (Тургенев.) 6) По реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. (Тургенев.) 7) Из-за реки тянуло гарью. (Лидин.) 8) Вечер. В саду плывет дым прошлогодних сгоревших листьев. (Песков.) 9) Кругом лес: осинник, березнячок, горелые сосны и редкие молодые сосенки. (Песков.) 10) Возле реки красным пламенем горели и дымились два огонька. (Тургенев.) 11) Молнии медленно загорались и гасли над каменистой равниной. (Паустовский.) 12) Пронесся август, клены отгорели. (Алигер.) 13) В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть*. (Есенин.) 14) Высоко в небе догорало багровым пламенем облако. (Паустовский.) 15) Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл. (Чехов.) 16) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. (Есенин.)
II.
Часы-свечи

В одном из музеев Лондона можно увидеть удивительные часы. Вместо механизма в них вставлены ... Что бы вы думали? 366 стеариновых свечей янтарного цвета. Каждая из этих необычных свечей достигает 2 метров и сгорает за сутки. На свече 24 отметки, которые соответствуют определенному часу. По мере выгорания свечи большое желтое пламя добирается до той или иной цифры. Здесь всегда много людей, которые хотят знать, сколько в данный момент времени. Некоторые из посетителей сверяют свои ручные часы, переводят стрелки. (Из газет.)

14.Игра «Четвертый лишний»
1) Несг..раемый шкаф.
2) Г..рячий утюг.
3) Южный заг..р.
4) Дог..рающий костер
1) Разг..ревшиеся дрова.
2) Местные пог..рельцы.
3) Г..рящая изба.
4) Уг..рный газ.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Корни -кас- — -кос-
15.Предупредительный диктант
Объясните написание выделенных букв.
Прикасаться к проводу, неприкосновенный запас, касательная линия, выполнять неукоснительно, коснулся пальцем, войти в соприкосновение с противником, прикоснуться к утюгу, касается каждого, неосторожное прикосновение, лучи солнца, касавшиеся верхушек деревьев.

16.Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик слова с корневым вариантом -кас-, а в другой -кос-.
1) Ничто так близко не соприкасается с идеей вечности, как представление о литературе. (Салтыков-Щедрин.) 2) Нет ничего, что не касалось бы честных людей. (Горький.) 3) О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит жалеть. (Писарев.) 4) Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. (Сухомлинский.) 5) Прикосновение к природе неизбежно возбуждает чувства и порождает мысли. (Сладков.)

17.Игра «Четвертый лишний»
1) Легкое прик..сновение.
2) Неприк..сновенный запас.
3) К..сательная линия.
4) Точки соприк..сновения.
1) Слегка к..саться.
2) Вопрос, к..сающийся реформы.
3) Осторожно прик..саться к утюгу.
4) Соприк..сновение с противником.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Корни
-кас-/-кос-, -раст-/-ращ-/-рос-, -гор-/-гар-, -блест-/-блист, -зар-/-зор-, -лаг-/-лож-
18.Диктант «Проверяю себя»
Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова.
1) Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной, серебристой влаги родника. (Тургенев.) 2) Легкий ветерок к..снулся камышей, и они зашевелились и зашелестели. (Тургенев.) 3) Молодые деревья р..сли очень тесно, ничей топор еще не к..снулся до их стройных стволов. (Тургенев.) 4) Я сидел в тенистом саду, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Толстой.) 5) Мы шли сквозь зар..сли лозняка, и молодые пор..сли касались нашего лица. Кусты наклонялись, почти к..саясь воды. (Л. Толстой.) 6) В Мещере наблюдается удивительное богатство и разнообразие р..стительного мира. (Паустовский.) 7) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и заг..релась на небе над рекой семицветная радуга. (Соколов-Микитов.) 8) Очень красивы, веселы молодые елочки, похожие на лесных пионеров. Они р..стут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. (Соколов-Микитов.) 9) Перед переменой погоды, перед грозой ласточки-касатки летают низко над землей. Своей грудкой они к..саются поверхности пруда или широкой спокойной реки. (Соколов-Микитов.) 10) Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где р..стут высокие травы. (Тургенев.) 11) Взошло солнце, и только одна большая звезда осталась г..реть над лесом. От з..ри до з..ри работают в сенокос люди. Ярко бл..стят косы. Густыми рядами л..жится высокая пахучая трава. (Соколов-Микитов.) 12) Ночь уже л..жилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. (Лермонтов.)

Корни
с чередованием Е-И
19.Предупредительный диктант
Объясните написание чередующихся корневых безударных гласных в следующих словах и словосочетаниях.
Блестеть на солнце, блистательный успех, блеснувшая молния, блистание, блестящий оратор, заблестели на небе, блеснуть знаниями, лунный блеск, ловить на блесну, отблеск пламени, блиставшие молнии, слегка поблескивая.

20.Выборочный диктант
Выпишите сначала предложения, в которых описывается зима, потом весна, лето и осень. Вставьте пропущенные безударные гласные и объясните (устно), почему выбрано то или иное написание.
1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало. (Пушкин.) 2) Полянка была залита горячими, бл..стящими лучами июньского солнца. (Л. Толстой.) 3) Чародейкою зимою околдован лес стоит — и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он бл..стит. (Тютчев.) 4) Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл..стит. (Никитин.) 5) Еще светло,— перед окном в разрывы облак солнце блещет, и воробей, своим крылом в песке купаяся, трепещет. (Фет.) 6) Березы желтою резьбой бл..стят в лазури голубой. (Бунин.) 7) Под голубыми небесами великолепными коврами, бл..стя на солнце, снег лежит. (Пушкин.) 8) Вот и солнце встает, из-за пашен бл..стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин.)

21.Литературная викторина «Откуда эти строки?»
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Волшебный край. Там в стары годы сатиры смелой властелин бл..стал Фонвизин, друг свободы. 2) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит. 3) Во мраке молнии бл..стали. 4) Под солнцем г..рячим, под ночью слепою немало пришлось нам пройти. 5) В золотых и темно-синих блестках Золушка танцует на подмостках. 6) Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отбл..ск штыков, и в веках будут жить 28 самых храбрых твоих сынов. 7) Мне часто снятся те ребята — друзья моих военных дней, землянка наша в три наката, сосна, сг..ревшая над ней. 8) Отговорила роща золотая березовым веселым языком... В саду г..рит костер рябины красной, но никого не может он согреть. 9) Над полями да над чистыми месяц птицею летит, и серебряными искрами поле ровное бл..стит. 10) Испокон века книга р..стит человека. 11) У кумушки глаза и зубы разг..релись. 12) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.
К л юч:
1) А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». 2) М. Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу». 3) К. Ф. Рылеев. «Ермак». 4) М. Светлов. «Песня о Каховке». 5) Я. Смеляков. «Милые красавицы России». 6) М. Лисянский. «Моя Москва». 7) М. Матусовский. «На безымянной высоте». 8) С. Есенин. «Отговорила роща золотая». 9) А. Рославлев. «Над полями да над чистыми». 10) Пословица. 11) И. А. Крылов. «Лисица и виноград». 12) М. Горький. «Старуха Изергиль».

22.Выборочный диктант
Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Наст..лать полы, ст..лить лен, расст..лающийся туман, перест..лить постель, расст..лать ковры, уст..лать желтыми листьями, заст..лать горизонт, пост..лить скатерть, ст..лющийся клевер.

23.Диктант «Проверяю себя»
1) Белый пар по лугам расстилается. (Никитин.) 2) По лицу земли туман стелется. (Кольцов.) 3) Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона. (Л. Толстой.) 4) Снег летает и сверкает в золотом сиянье дня, словно пухом устилает все долины и поля. (Дрожжин.) 5) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза. (Чехов.) 6) Было тихо, дым весь пал в лощину и все застелил. (Пришвин.) 7) Солнце садилось; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. (Тургенев.) 8) Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса. (Соколов-Микитов.) 9) Огромные папоротники стелили по земле свои метровые листья.

24.Выборочный диктант
Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями: сперва со словосочетаниями именного, а затем глагольного типа.
Ст..рать белье, выст..ранная, скатерть, ст..реть пятно, раст..рать краску, раст..реть полотенцем тело, обт..рание холодной водой, прот..реть очки, ст..ральный порошок, нат..реть полы, подт..рать пол, расшитый ут..ральник, нат..ртый хрен, кухонная т..рка.

25.Объяснительный диктант
1) Белье не примерзнет к веревке, если протереть ее тряпкой, смоченной в теплом растворе соды или соли. 2) Никелированные и серебряные изделия будут блестеть как новые, если их вытереть шерстяной тряпочкой, смоченной нашатырным спиртом. 3) Смочив подпалины от утюга соком репчатого лука, выстирайте вещь в теплой воде. Через несколько часов после просушки подпалины исчезнут.

26.Диктант «Проверяю себя»
1) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не оп..раясь на воздух. (Павлов.) 2) На штыки можно оп..раться, но на них нельзя сидеть. (Из газет.) 3) Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга оп..раешься. (Пословица.) 4) На коня не полагайся, на реку не оп..райся. (Пословица.) 5) Кто широко живет, тот ворот не зап..рает. (Пословица.) 9) Дерево на дерево оп..рается, а человек — на человека. (Пословица.)

27.Выборочный диктант
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в следующей последовательности: с корнем -мер-/-мир- (смерть), мир (земной шар), мир (общество), мир (отсутствие войны), мер (мера).
1) При Владимире, прозванном в народе Красным Солнышком, было время долгого мира: спокойно трудился земледелец, не страшась кочевников. (А. Толстой.) 2) Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла. (Лермонтов.) 3) Умирает весна, умирает! Водворяется жаркое лето. (Некрасов.) 4) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Крылов.) 5) Каменщик взял кирпич, примерил2,— и молча пол..жил назад. (Андреев.) 6) В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего. (Песня.) 7) Да разве об этом расскажешь — в какие ты годы жила! Какая безмерная2 тяжесть на женские плечи легла! (Исаковский.) 8) Знаете, каким он парнем был! На руках его весь мир носил... (Добронравов.) 9) Начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко. (Пришвин.)

28.Диктант «Проверяю себя»
1) По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник. 2) Выбежал на опушку леса рыжий лисовин, присел отдохнуть под старой березой. Много слышит и видит он в весеннем лесу. Слышит, как птичьими голосами наполняется лес, как тихо попискивают мыши, как пробирается по сухому валежнику, выбравшись2 из зимнего логова, голодный еж. 3) Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. 4) Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья. 5) С утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы. В лесных кладовых спрятали они отборные2, вкусные орехи. 6) В самых недоступных местах устраивают гнезда сторожкие журавли. Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется осторожная рысь. 7) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой непролазной чащобы не страшатся сильные лоси. Но беспощадно кусают их комары. Чтобы спастись от комаров, забираются иногда лоси в воду. 8) Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда вам откроется чудесная красота русского леса. (Соколов-Микитов.)


 
Методика правописания
чередующихся безударных гласных корня
Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:
1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;
2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:
— от места ударения в слове (гар— гор-);
— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (кас кос-, бер бир-);
— от последующих согласных в корне (раст-/ ращ рос-, лаг лож-).

При формировании навыков грамотного письма необходимо, чтобы учащиеся усвоили следующую последовательность действий — «шаги алгоритма»:
1) выделить в слове корень и определить, какой он — «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка — полевой — полюшко — поле;
2) если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка — поле;
3) если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты — пилотировать — пилотаж — беспилотный), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому;
4) если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группировке он относится — а — о или е — и;
5) если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне -лаг лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ рос-, -гар гор-, -кас кос-.);
6) если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бер бир-, -мер- — -мир-, -дер дир-, -пер пир-, -тер тир-, -жег жиг-, -стел стил-, -блеет блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а». Соберу (нет -а-); собираю (есть -а-).

Для усвоения правописания проверяемых безударных гласных в корне необходима длительная, систематическая, кропотливая работа. Эта работа должна вестись при изучении всех разделов школьного курса (фонетики, графики, словообразования, лексики, грамматики), на уроках обучения изложениям и сочинениям, а также на уроках анализа письменных работ. Важную роль в овладении навыками грамотного письма вообще и безударных гласных корня в особенности играет орфографическая зоркость, позволяющая запоминать «графические портреты одновариантных корней», пишущихся по морфологическому принципу — ведущему принципу нашей орфографии. Выше предлагается дидактический материал по рассмотренной теме.
Источник: Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. дл учителя: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1991.— 144 с.
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика