Главная |
|
|
Радзивиловская летопись. Победа русского богатыря над печенежским |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК
2 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 11. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Урок 12. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
УРОК 11
Начало письменности у восточных славян
и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества.
Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь».
Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную
информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет».
Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» — не только
важнейший исторический источник, но и литературный памятник.
Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности
развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление,
кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка.
К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.
I. Начало письменности у восточных славян
и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет»
как литературный памятник
Слово учителя
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели
богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного
церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и
даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам.
Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
|
Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод».
В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним
летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца,
луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло,
как надо и как не надо поступать человеку.
II. «Подвиг отрока-киевлянина
и хитрость воеводы Претича»
Комментированное чтение
Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от
Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира.
В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в
Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат,
что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю.
Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в
Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении
домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая
речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг.
В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Отрывок из летописи читает учитель,
внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии.
Затем ученики отвечают на вопросы
о том, как они поняли содержание текста.
— Когда происходили описываемые события?
— Кто княжил в Киеве?
В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
— Что вы знаете о княжении Святослава?
— Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
— Как вы понимаете слово отрок?
— Как поступил отрок, чтобы спасти город?
— Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
— В чем была хитрость воеводы Претича?
— С какими словами обратились жители города к Святославу?
Словарная работа
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы.
Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья — большая лодка.
Тужить — горевать.
Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя.
Воевода — предводитель дружины.
Княжичи — дети князя.
Умчим — быстро перевезем.
Я муж его (князя) — я служу князю.
Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался — сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
|
УРОК 12
I. «Подвиг отрока-киевлянина
и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи
Составление цитатного плана
Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце;
если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы.
Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь.
Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного
свода (начало XI века).
— Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
— Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49.)
Союзы и, а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
Отметим еще несколько стилистических особенностей.
— Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
— Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные.
В основном мы видим существительные и глаголы.
Глаголы очень выразительны, например:
затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал.
Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.
II. Пересказ с сохранением
стилистических особенностей текста
Подобный пересказ — задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически
невозможно для детей 10—11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей.
Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед
за ним пересказывает, и т. д.
Литература
и изобразительное искусство
В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к
репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48).
Следует помочь детям осмыслить эту картину.
Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма,
который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма
было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война
1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой
римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За
фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными
ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного
печенегами Киева.
В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в
кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду,
что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но
сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и
раненого воина в одно смысловое целое.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря
которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так,
что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться
в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска
русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.
III. «Прошлое должно служить
современности!» (Д. С. Лихачев)
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49), отвечаем на вопросы (с. 49—50).
— Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение:
Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать.
Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга — это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
— Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? (2-й вопрос.)
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая
нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом
и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться
о ней и потом передать нашим детям.
— Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
Домашнее задание
Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности;
подготовить выразительное чтение наизусть сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения
Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).
Следующие уроки: Михаил Васильевич Ломоносов >>>
|
|
|
|
|
Повесть временных лет. Преподобный Нестор Летописец.
Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века |
|
|
Святослав Игоревич. Миниатюра из Радзивиловской летописи |
|
|
|
|
|
|
|