Главная |
|
|
Портрет В. Г. Короленко работы И. Е. Репина, 1912 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО
(1853 – 1921)
5 ЧАСОВ
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 60. В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»
Урок 61. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
Урок 62. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей
Урок 63. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Урок развития речи
Урок 64. Путь Васи к правде и добру. Урок развития речи
УРОК 60
В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности.
«В дурном обществе»
I. В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности
Программа под редакцией В. Я. Коровиной обращается к творчеству В. Г. Короленко только один раз, в 5 классе. Имея это в виду,
мы предлагаем учителю подробно, но на доступном пятиклассникам уровне рассказать об этом замечательном писателе и человеке
Слово учителя
В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними
драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы
учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.
Короленко родился в 1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был
известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал
православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья
переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было).
В те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки — древнегреческий
и латынь, и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя:
выпускник мог рассчитывать только на получение реального, как тогда говорили, образования: инженерного, сельскохозяйственного.
Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги
случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не
была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
В академии были установлены жесткие полицейские порядки: во всем мире после Парижской коммуны 1871 г. возникали рабочие и социалистические партии,
действовал I Интернационал — Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут
в Россию. Особые люди доносили обо всем, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.
Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он
подал коллективное прошение от имени 79 студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через
год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка
будущего писателя.
Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан
в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — «за сближение с крестьянским населением и за вредное
вообще влияние».
Первое свое серьезное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.
В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная
процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он
написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен
в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал
повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).
Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам
становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая
на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого
удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.
II. «В дурном обществе»
Выразительное чтение
Будем стремиться к тому, чтобы текст повести как можно чаще звучал на уроке. В 5 классе, когда круг читательских интересов у детей только
формируется, восприятие произведения и интерес к творчеству его создателя зависят от того, насколько эмоциональным и личностно мотивированным
было первое знакомство с произведением.
Мы считаем, что знакомство с большинством произведений, включенных в учебную программу, должно начинаться на уроке при эмоциональном подъеме.
Хорошее чтение учителя увлечет детей и побудит их к дальнейшему активному чтению программного и других произведений.
Чтение первых трех глав произведения занимает (в зависимости от темпа чтения) 25—30 минут. С помощью интонации учитель сможет
передать неприятие Васей сцены изгнания неугодных из замка, сложность отношений Васи с отцом. Сцена первого знакомства Васи с Валеком и Марусей
в часовне, являющаяся завязкой произведения, заинтересует детей и побудит их дочитать дома повесть до конца.
Домашнее задание
Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца.
|
УРОК 61
Сюжет и композиция повести
«В дурном обществе»
I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?
Прочитаем определение повести в учебнике (с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь.
Затем сравним повесть с рассказом и романом.
Повесть — один из видов эпического произведения.
Виды эпических произведений
Рассказ< — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
— Что такое сюжет?
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
— Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию
жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
Составление плана
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов.
В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.
Вариант плана
I. Развалины. (Экспозиция.)
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и его сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
5. Мясо на обед.
6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
VII. Осенью. (Развитие действия.)
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Опасения и неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.
Заключение. (Эпилог.)
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могилка.
II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
Беседа
— От чьего имени ведется рассказ?
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью,
в которой нет ярких чувств и событий.
— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже
с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
— Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не
травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была
жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе
оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным
мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить?
Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра.
Он не мог примириться с затхлой жизнью городка:
«Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать
и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».
|
III. Характеристика героя
В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
1. Как выглядит герой?
2. Из какой он семьи? Из какого общества?
3. Какие поступки он совершает?
4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?
Домашнее задание
Составить рассказы о героях повести:
1) о Васе;
2) о Валеке;
3) о Марусе (сравнить с Соней);
4) о Тыбурции.
|
|
УРОК 62
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.
Путь Васи к правде и добру
I. Артикуляционная разминка
На этом уроке дети будут много говорить, поэтому стимулируем их внимание и подготовим к выступлениям с помощью разучивания новой скороговорки.
II. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру
Семинар
На уроке беседуем о главных героях повести, слушаем подготовленные дома рассказы учеников о героях повести: Васе, Валеке, Марусе, Тыбурции.
Просим учеников подтверждать свои высказывания цитатами, пересказывать соответствующие эпизоды повести. После выступления одного человека другие,
готовившие эту же тему, дополняют его ответ.
Делаем выводы, кратко записываем их на доске и в тетрадях.
Рассматриваем иллюстрации, определяем, какие эпизоды изобразил художник.
— Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?
Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом»
называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово.
В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах
узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение
«своими манерами взрослого человека».
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без
лучей солнца, — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми
ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она
так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная
вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе.
Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства
глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
— Как Вася познакомился с Тыбурцием?
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не рассказывать о новом знакомстве Вася увидел в Тыбурции другого человека:
«Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей,
но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвертая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).
Мальчик думал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили
Васю по-новому посмотреть на отца.
— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение.
Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и
умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют)
по необходимости. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Тыбурций Драб
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришел в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно
описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали
врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под
нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную
глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом «некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый,
очень это была крупная ссора!» Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались
вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя «старым беззубым зверем в его последней берлоге»,
не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и то, как он живет, ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет
чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким
воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы
между бедными и богатыми и не продает свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический
момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит
на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет арестовать его, когда узнает о том, где он скрывается. Чтобы не ставить
судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
|
Литература и изобразительное искусство
Рассказ Короленко «В дурном обществе» иллюстрировал художник Г. Фитингоф.
Он изобразил эпизод первой встречи Валека с Васей в часовне (с. 23 учебника).
К этой иллюстрации подходит такая фраза Короленко: «Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным
и отчасти испуганным взглядом».
На второй иллюстрации (с. 41) мы видим, как больной Марусе Вася приносит куклу, маленькую девочку под одеялом, темные своды подземелья и свечу,
которая стоит в бутылке на каком-то ящике. Вася сидит сбоку и показывает Марусе куклу.
На последней иллюстрации (с. 43) мы видим Васю в кабинете судьи. Отец сидит в кресле, мрачный, с тяжелым, неподвижным взглядом. На стене висит
портрет матери. Вася нахмурился и приготовился защищать свою тайну.
Рисунки Фитингофа хорошо соответствуют содержанию повести. Художник с помощью рисунка передал нам то, что сказал писатель с помощью слов.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника): объяснить с помощью подбора синонимов и толкования значения перечисленные слова и выражения.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключение».
УРОК 63
Глава «Кукла» — кульминация повести.
Простота и выразительность языка повести.
Подготовка к сочинению
Урок развития речи
I. Артикуляционная разминка
Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.
II. Глава «Кукла» — кульминация повести
Выразительное чтение
Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:
— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
— О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
— Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик.
Беседа
— Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием,
навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел
эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек
проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим пристанищем на горе, хотя понимал, что
отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»
— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится
сострадать этим людям и жалеть их.
— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьей. Сопоставим фразы:
«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».
«— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».
«Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего
тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто
вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал
узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они
дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.
III. Простота и выразительность языка повести
— Было ли сложно вам читать эту повесть?
Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел.
Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.
Словарная работа
Проверяя выполнение домашнего задания (12-е задание, с. 48), обратим внимание на то, пользовались ли ученики словарями при подготовке к уроку.
Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.
Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.
Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами,
пользовалась дурной славой».
Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал
обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.
Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии
повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи
как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.
IV. Подготовка к сочинению
Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».
Подобную тему сочинения — «Васина дорога к правде и добру» — предлагает авторский коллектив: О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. Они пишут:
«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить,
что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно,
если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие
качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание
и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю),
верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте,
вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» — значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они
изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не
замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к
собственному сыну.
Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.
|
План сочинения
В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения.
Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:
— Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:
любовь к родным,
желание понять людей,
внимание и любовь к природе,
смелость,
благородство,
верность своему слову,
честность,
сострадание,
доброта,
милосердие.
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению (или написать сочинение дома).
УРОК 64
Путь Васи к правде и добру.
Урок развития речи
Учитель в зависимости от ресурсов времени и уровня класса определит, будет ли сочинение классным (что предпочтительнее) или домашним.
Если сочинение будет задано на дом, то урок развития речи посвятим подробной работе над ошибками и обучению детей редактированию собственных текстов,
уделяя особое внимание различным категориям ошибок: фактическим, лексическим, стилистическим, речевым. Как правило, большинство ошибок в постановке
знаков препинания возникает там, где имеются речевые ошибки. Работа над умением выражать грамотно свою мысль — хорошая профилактика пунктуационных ошибок.
Домашнее задание
Задание сформулируем в зависимости от содержания урока.
Следующие уроки: Поэзия С. А. Есенина >>>
|
|
|
|
|
Наполеон Орда. Ровно. Замок Любомирских.
Литография. XIX век.
Прообразом старого замка, где проживали городские нищие, послужил дворец князей Любомирских в Ровно. Деревянный замок, построенный Марией
Несвицкой в XV веке, был значительно перестроен князьями Любомирскими, владевшими Ровно с 1723 года. Во времена детства Короленко замок уже был
заброшен и служил пристанищем для бездомных и бродяг.
Н. Орда создал альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого
собрал во время своих путешествий. На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди. |
|
|
|
|
|
|
|