|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
3 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 39. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге»
Урок 40. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум
УРОК 39
Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге».
Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа.
Подневольный труд, социальная несправедливость.
Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу
I. Артикуляционная разминка
II. Н. А. Некрасов: детство
и начало литературной деятельности
Вспомним произведения этого поэта, которые читали и учили в начальной школе:
«Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»: «Не ветер бушует над бором...»
— Что вы знаете о жизни Некрасова?
Подготовленный ученик расскажет о жизни поэта.
Учитель дополнит его сообщение, сделав акцент на том, что Некрасов провел свое детство в деревне на Волге и хорошо знал жизнь крестьян.
Позже, будучи известным писателем, он часто приезжал и подолгу жил в своем имении Карабиха, ходил на охоту, беседовал с крестьянами.
Знаменитую поэму «Коробейники» (напомним детям строки из этой поэмы, ставшие народной песней) он посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу
(крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)», с которым вместе ходил на охоту «по болотинам вдвоем».
Главное внимание обратим на текст стихотворений.
III. «На Волге».
Картины природы и жизни народа.
Раздумья поэта о судьбе народа.
Подневольный труд, социальная несправедливость.
Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу
Учитель читает
стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»,
задает несколько вопросов на выявление восприятия.
Анализ стихотворения в 5 классе затруднен тем, что школьники еще незнакомы с понятиями композиции, антитезы, пейзажной и портретной
характеристики. Но на уровне представлений дети владеют информацией об этих явлениях. Будем максимально использовать и развивать эти представления.
Прочитаем в учебнике «Из истории написания стихотворения „На Волге“» (с. 187).
Составление цитатного плана стихотворения
— доступный для пятиклассников вид работы, помогающий выделять главное, находить ключевую строку текста.
Пример цитатного плана
1. «Я рос, как многие, в глуши...»
2. «О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет».
3. «Но вдруг я стоны услыхал...»
4. «О Волга!.. колыбель моя!»
5. «Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!»
6. «...Лишь поздно вечером домой
Я воротился».
7. «Я не узнал реки родной...»
8. «...И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..»
9. «Унылый, сумрачный бурлак!»
|
Беседа
по содержанию стихотворения
Отвечая на вопросы, ученики стараются подтверждать свои ответы цитатами из текста.
— Кто начинает свой рассказ в начале стихотворения?
Мы видим, что взрослый человек рассказывает о своем детстве с высоты прожитых лет.
— Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?
— С каким чувством относился мальчик к Волге?
— Какое чувство возникает у нас, когда мы читаем историю о встрече мальчика с бурлаками?
Дети говорят, что возникает впечатление, что читатель тоже присутствует рядом с бурлаками и слышит их разговор.
— Какое желание высказал бурлак с болезненным лицом?
— Как изображает поэт больного бурлака?
— Почему мальчик не может по-прежнему относиться к родной реке? Как изменяются его чувства?
— Рассмотрим репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».
(Хорошо, если учитель сможет показать ученикам крупную репродукцию.)
Что мы видим на ней? Какие чувства передает нам эта картина?
Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» передает то же чувство горечи и страдания, которое испытывают бурлаки, как и стихотворение
Н. А. Некрасова «На Волге». Зритель понимает, что к лучшей жизни привести это не может, что необходимо искать пути для изменения этого положения.
— Какие строки стихотворения Некрасова могли бы служить подписью к этой картине?
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...
Последняя часть стихотворения — размышление поэта о судьбе бурлака. До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку» — оно пришло к нам из
речи бурлаков. Прочитаем эту часть медленно, комментируя содержание стихотворных строк.
Бурлаки предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя
много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов
с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать
мириться с собственным рабством.
— Что печалит поэта, что возмущает его?
Поэта печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Некрасов говорит своим стихотворением не
только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Поэта возмущает это молчаливое терпение, и он призывает
жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение, то он смог
бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости.
Некрасов хотел сказать стихотворением, что только слепое смирение заставляет русский народ быть рабом. Поэт верит в силы русского народа
и считает, что он достоин лучшей судьбы.
IV. Выразительное чтение
стихотворения
Поработаем с детьми над выразительным чтением стихотворения, обратив внимание на чтение «пейзажных» частей: «Я рос, как многие, в глуши...» и
«О Волга!.. колыбель моя!».
Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения «На Волге».
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение отрывков из поэмы «Мороз, Красный нос» о радостном крестьянском труде.
Следующие уроки: Урок 40. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» >>>
|
|
|
|
|
Карабиха – усадьба Н. А. Некрасова.
Художник В. Пташинский, 1982 г. Открытка СССР |
|
|
И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1872—1873.
Холст, масло. 131,5 × 281 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|