|
Алексей Максимович Горький
(1868 – 1936) |
Рассказ "Старуха Изергиль"
в таблицах[ 1] |
|
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895) |
Рассказ написан осенью 1894 г., относится к раннему (романтическому) периоду творчества М. Горького |
Опубликован в «Самарской газете» в 1895 г.
В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии |
|
Жанровое своеобразие и идея |
|
Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна |
Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированы, комментируются и оцениваются героями. |
Сюжет и композиция |
Основные сюжетные линии |
|
Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом
сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придает рамочный сюжет, «рассказ в рассказе» |
Глава II. История жизни Изергиль
|
Глава III. Легенда о Данко
|
|
Рамочный сюжет |
Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии
|
Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами:
легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью;
история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега;
легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца
|
|
Два рассказчика |
Автор-повествователь |
Старуха Изергиль |
Выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками |
Рассказывает легенды о Ларре и Данко, историю собственной жизни |
|
|
Образ Ларры |
Ларра – сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Он отличается гордостью, презрением к людям, считает себя первым на земле. Свое имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени. |
В разговоре со старейшинами племени раскрывается
индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?» «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым». |
Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество:«Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречен на бессмертие и вечное одиночество. |
Сначала Ларра со смехом принимает свое наказание: он становится свободным подобно своему отцу.«Но отец его – не был человеком... А этот – был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть |
|
Образ Данко |
Данко – красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берется вывести людей на свободу.«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». |
В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их:
«А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!» Разъяренные словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери». Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу |
Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нем. Данко умирает.«Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...» |
|
Оппозиция героев |
Данко |
Старуха Изергиль |
На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей |
На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому |
Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь |
Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям |
Герой: совершает подвиг |
Антигерой: совершает преступление |
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки |
Истории обоих заканчиваются трагически |
|
|
Образ Изергиль |
Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно ее именем названо произведение. |
На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание. |
Ларра и Данко – фигуры яркие, но условные и обобщенные. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности. |
Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» |
|
|
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 265-268)
Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ |
|
|
|
|
|
|
|
|