Анализ рассказа "Старуха Изергиль" М.Горького (в таблицах)
Литература для школьников
 
 Главная
 Горький А.М.
 
А.М.Горький. Портрет работы В.А.Серова, 1905 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Алексей Максимович Горький
(1868 – 1936)
Рассказ "Старуха Изергиль"
в таблицах
[1]
 
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895)
Рассказ написан осенью 1894 г., относится к раннему (романтическому) периоду творчества М. Горького
Опубликован в «Самарской газете» в 1895 г.
В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии
 
Жанровое своеобразие и идея
 
Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна
Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированы, комментируются и оцениваются героями.


Сюжет и композиция
Основные сюжетные линии
Глава I. Легенда о Ларре
Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придает рамочный сюжет, «рассказ в рассказе»
Глава II. История жизни Изергиль
Глава III. Легенда о Данко
 
Рамочный сюжет
Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии
Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами:
легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью;
история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега;
легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца
 
Два рассказчика
Автор-повествователь Старуха Изергиль
Выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками
Рассказывает легенды о Ларре и Данко, историю собственной жизни
 
Образ Ларры
Ларра – сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Он отличается гордостью, презрением к людям, считает себя первым на земле. Свое имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени.
В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?» «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество:«Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречен на бессмертие и вечное одиночество.
Сначала Ларра со смехом принимает свое наказание: он становится свободным подобно своему отцу.«Но отец его – не был человеком... А этот – был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть
 
Образ Данко
Данко – красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берется вывести людей на свободу.«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их: «А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!» Разъяренные словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери». Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу
Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нем. Данко умирает.«Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
 
Оппозиция героев
Данко Старуха Изергиль
На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей
На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому
Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь
Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям
Герой: совершает подвиг
Антигерой: совершает преступление
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки
Истории обоих заканчиваются трагически

 
Образ Изергиль
Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно ее именем названо произведение.
На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
Ларра и Данко – фигуры яркие, но условные и обобщенные. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности.
Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»
 
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 265-268) Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ
 

Горький А.М.
Рассказ "Старуха Изергиль"

на сайте "К уроку литературы"



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика